Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие покупки россияне совершили в 2009 году и что планируют приобрести в текущем году.
Что касается планов россиян на текущий год, то наиболее популярной статьей расходов является ремонт в квартире (22%). На втором месте по значимости, как и в прошлом году — туристическая поездка (13%, год назад ее планировали 9% опрошенных). Замыкает тройку наиболее популярных расходов плата за обучение (10%).
Далее следуют:
мобильный телефон,
автомобиль,
видеокамера или цифровой фотоаппарат (по 6%),
компьютер, мебель (по 5%),
предметы роскоши,
абонемент в фитнес-клуб,
домашний кинотеатр,
спортивный тренажер,
гараж (по 4%),
стиральная машина,
холодильник,
электрическая (газовая) плита или посудомоечная машина,
полис добровольного медицинского страхования,
квартира или дом, доля в строящемся доме (по 3%),
цветной телевизор,
аудио- и видеотехника,
земельный участок, дача (по 2%).
В меньшинстве — респонденты, запланировавшие на 2010 год покупку акций или пая в инвестиционном фонде (по 1%).
Среди расходов, которые россияне запланировали и реализовали в прошедшем году, первое место занимает ремонт квартире — его удалось сделать 13%.
На втором месте — приобретение мобильного телефона (9%).
Несколько меньше наших сограждан смогли оплатить в 2009 году обучение (6%), купить компьютер, стиральную машину, цветной телевизор (по 5%), предметы роскоши, мебельный гарнитур, туристическую путевку, видеокамеру или цифровой фотоаппарат (по 4%). Далее следуют такие приобретения, как холодильник, аудио- и видеотехника (по 3%), электрическая, газовая плита или посудомоечная машина, домашний кинотеатр, спортивный тренажер (по 2%). В меньшинстве — россияне, которые смогли позволить себе в прошлом году покупку абонемента в фитнес-клуб, полис добровольного медицинского страхования, акции, пай в инвестиционном фонде, а также недвижимость — квартиру или дом, долю в строящемся доме, дачу, земельный участок, гараж (по 1% опрошенных).
В некоторых случаях потребительские планы россиян не осуществились. Так, ремонт в квартире планировали сделать 22%, а сделали только 13%, приобрести туристическую путевку намеревались 9%, а получилось это только у 4%, квартиру — 3%, а удалось это лишь 1%. Зато чаще приобретали в этом году мобильный телефон (9%, планировали — 6%), цветной телевизор (5%, планировали — 2%) и холодильник (3%, планировали — 1%). И наиболее точно совпали потребительские планы и реальные покупки у тех, кто купил компьютер (5% против 6% запланировавших), предметы роскоши (4% против 5% соответственно), мебель (4% против 4% соответственно), аудио- и видеотехнику (3% против 3% соответственно).
ВЦИОМ