В музее ИЗО продолжается выставка натюрмортов из Эрмитажа

выставка натюрмортов из Эрмитажа

10 дней осталось до завершения выставки «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков» (0+). Напомним, 41 полотно из коллекции именитого музея предстало жителям и гостям города впервые, благодаря платформе «АРТ-ОКНО». Выставка состоит из натюрмортов голландских и фламандских живописцев. Среди картин экспозиции – «Закуска».

Голландский натюрморт XVI–XVII веков – своеобразная интеллектуальная игра. В ней каждый зритель может разгадать определённые символы и смыслы. На полотне «Закуска» Виллема ван Алста – традиционный для этого художника «набор». Сельдь, перья зелёного лука, булочка и бокал вина с виноградной гроздью. С одной стороны, сельдь была неотъемлемым символом изобилия, процветающей экономики Голландии, буквально её национальной гордостью. Её писало множество художников. Но в тоже время, разрезанная выпотрошенная рыбка могла символизировать бренность человеческой жизни, «memento mori»  – излюбленную формулу живописцев того времени. В пользу этой трактовки говорят и беспомощно повисшие перья зелёного лука. А вот на заднем плане изображены бокал вина и нетронутая виноградная гроздь. Эти символы обозначали тело и кровь Христа. Они противопоставляют быстротечности всего земного бессмертие души, которое следует после суетной жизни. Кроме обилия аллегорических подтекстов картина богата чисто живописными достоинствами. Мастерски подчёркнут контраст форм — ломкие перья зелёного лука, отливающая серебром рыба, рыхлая охристо-коричневая булочка и стеклянный бокал обыграны художником чрезвычайно тонко.

Мнение об авторстве картины неоднократно менялось. При поступлении в Эрмитаж в конце XVIII века ее приписывали кисти фламандского живописца Яна Фейта. Позднее полотно было определено как произведение неизвестного художника голландской школы. Сравнение с картиной «Завтрак с устрицами и селедкой» позволило исследователям отнести эрмитажное полотно к работам Виллема ван Алста. Судя по старой наклейке, сохранившейся на обороте холста, в XIX веке картина украшала столовую императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.

Предыдущая новостьЕГЭ-2020 в Оренбуржье: заявления на сдачу экзаменов принимаются до 1 февраля
Следующая новостьТворческие коллективы Оренбуржья приняли участие в фестивале народного творчества «Салют Победы»