7 октября в 16:00 состоится «Театральная гостиная» посвященная 100-летию со дня рождения заслуженной артистки РСФСР Елены Эрастовны Высоцкой, актрисы Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького с 1947 по 1997 гг. Актеры, которые сегодня служат Оренбургской драме вспомнят актрису и ее роли.
Это особенное актерское состояние!
Летом 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСРЕлены Эрастовны Высоцкой, актрисы Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького с 1947 по 1997 гг.
Известно: историю пишут люди. А историю театра пишут артисты, своим талантом и мастерством создавая сценических персонажей, отражающих дух времени, волнующих сердца и дарящих новые впечатления каждому новому поколению зрителей.
В истории Оренбургского театра таких ярких, талантливых, запоминающихся артистов было немало. Среди них – Елена Эрастовна Высоцкая. О ней писали: «Она служит примером преданности искусству, образцом честности и принципиальности, ее по праву можно назвать носителем лучших традиций Оренбургского театра, высокого духа коллектива». Близкие коллеги вспоминали: «Интеллигентная, очень скромная, хрупкая женщина…. Даже в самых маленьких незначительных ролях она умела удивить и блеснуть». «Иногда казалось, — писала завлит театра Галина Орлова, — что ее амплуа – характерная бытовая актриса, что ближе всего ей комедийный жанр. Но рядом со смешными персонажами появились героини Высоцкой, отмеченные обаянием интеллигентности, словно высвеченные изнутри особым светом духовности. Пожалуй, никто, как Высоцкая, не может столь пытливо и упорно доискиваться сути каждой роли».
На оренбургской сцене за 45 лет служения Высоцкой сыграно почти 200 ролей – от Гавроша в «Отверженных» В. Гюго, Нелли в «Униженных и оскорбленных» Ф. Достоевского, Сони в «Дяде Вани « А. П. Чехова, до Марии Николаевны в «Русских людях» К. Симонова, Воронковой в «Ретро» А. Галина, матери Менахема в «Поминальной молитве» Г. Горина.
«Когда уходишь со сцены и тебя провожают аплодисментами, — делилась в одном из интервью Елена Эрастовна, — значит, задача выполнена. Значит, нашла похожий образ – живого человека, непридуманного. Для того и живет в актере мыслитель и художник, чтобы отбирать в жизни типичное. В каждой встрече, в магазине, на улице уже автоматически впитываешь в себя какой-то жест, мимику, взгляд, уносишь их с собой. Потом он вспоминается. Дома, на репетиции…»
Елена Эрастовна Высоцкая, посвятившая всю свою жизнь Театру, не сожалела о своей судьбе. Она называла Театр чудом, признавалась, что ей всегда нравилось «отдавать себя людям». «Сидишь дома, простывшая, к носу платочек прикладываешь, — вспоминала актриса, — голова трещит, но вот приходишь в театр, и лишь открывается занавес… Ощущение непередаваемое: свет, блеск, музыка… Наверное, это особенное актерское состояние!»
***
Елена Эрастовна начала актерскую деятельность в 1934 году в Ярославском драматическом театре им. Ф. Волкова, поступив в Театральное училище при театре и одновременно во вспомогательный состав труппы Ярославского театра. Надо признать, что во многом определению ее профессионального пути способствовала профессия родителей. Елена Эрастовна родилась 3 июля 1916 года в Петербурге в театральной семье. Мать –Ирина Федоровна Щеглова — актриса, режиссер, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1954) — училась в театральной студии при Общедоступном театре под руководством П.П. Гайдебурова в Петербурге.Отец – Дмитрий Алексеевич Щеглов – писатель и драматург. В 1918 году работал в Передвижном театре под руководством П. П. Гайдебурова как постановщик массовых «действ». В 1920 году руководил театрами системы Петроградского отдела народного образования и заведовал Театральным отделом Наркомпроса. Он написал около двадцати пьес. (Кстати, в 1929 году на сцене нашего театра была осуществлена постановка спектакля по пьесе Дмитрия Щеглова «Пурга».) В детские годы играла в домашних спектаклях. Пьесы и музыку писал дядя, брат матери, Георгий Федорович Кнорре.
Будучи в Москве юная Елена год проучилась в Академическом балетном училище, однако по причине болезни сердца была вынуждена оставить учебу. После второго замужества матери Елена получила новое отчество и фамилию удочерившего ее артиста театра оперетты Эраста Антоновича Высоцкого. Об этом человеке хочется сказать несколько слов, ведь он тоже внес свою лепту в воспитание будущей артистки. Получив музыкальное образование в Ленинграде начала 1920-х годов, Эраст Высоцкий успешно работал в опере, оперетте, играл в драматических спектаклях. О нем писали: «Бывший ленинградский беспризорник, рано потерявший семью, оказался идеальным «фрачным героем» с безукоризненными манерами и неотразимым обаянием».
Из Ленинграда семья уехала в город Павлов на Оке, где родители работали в Драматическом театре. Затем переехали в Симферополь, в 1932 году обосновались на два года в Москве, где Елена Эрастовна поступила в институт иностранных языков. Однако вновь вмешались семейные обстоятельства: мать с дочерью уезжают в Ярославль – город, давший будущей заслуженной артистке РСФСР «актерские крылья». А Эраст Высоцкий в 1935 году приехал в Свердловский театр оперы, в котором проработал 10 лет, став одним из крупнейших мастеров свердловской сцены.
Творческий путь Высоцкой продолжился в театрах Калинина, Владивостока, Хабаровска. «Ну как молодой, полной сил не поехать во Владивосток, если приглашают! – вспоминала Елена Эрастовна. – Тогда молодые не сидели на месте. Это было традицией. Чтобы не появлялась плесень!».
В Куйбышев (Самару) в 1937 году она приехала «уже полуактрисой» — то есть опыт уже был, но еще не было ощущения удовлетворенности своей работой. Там она работала в ТЮЗе, а в военные годы с 1941 по 1945гг. — в филармонии, читала стихи классиков и советских поэтов со сцены и в госпиталях. На два послевоенных года мать с дочерью уехали в Грозненский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова.
***
В августе 1947 года Ирина Федоровна Щеглова и Елена Эрастовна Высоцкая приезжают в Оренбург! Правда, в те годы шла большая театральная стройка, и труппа театра играла спектакли на сцене Дома учителя. Елена Эрастовна сохранила самые теплые воспоминания о своем первом выходе на оренбургскую сцену и знакомстве с оренбургскими зрителями. В 1949 году было открыто новое театральное здание, и воодушевленные артисты под руководством Михаила Алексеевича Куликовского представили оренбуржцам на обновленной сцене достойный репертуар по произведениям классики и современной драматургии.
Поначалу режиссеры-постановщики видели ее преимущественно в амплуа травести и инженю, потому среди первых оренбургских ролей Высоцкой, например, Гаврош в «Отверженных» В. Гюго. Народный артист РСФСР Анатолий Солодилин вспоминал, что он впервые увидел Елену Эрастовну именно в этой роли: «Она производила впечатление большой энергии, живости. Хотя по скромному дамскому счету ей уже было за сорок, она была молодой и энергичной. Из нее исходил свет, энергия. Это было признаком того времени: мы все одолеем и победим! Она была самым энергичным и задорным человеком в театре!»
В «Обрыве» по роману И. Гончарова она сыграла нежную Марфиньку, в «Законе Ликурга» по мотивам романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» — работницу фабрики Роберту Алден, в водевилеСолодаря «В сиреневом саду» — молодую и отчаянную артистку Галю Бородину, озорного мальчишку в пьесе «Вей, ветерок» Яна Райниса, бесстрашную немецкую коммунистку Брунгильду в спектакле «Жаркое лето в Берлине» Д. Кьюсак, трепетную Варю в «Дикарке» А. Островского и т.д.
Елена Высоцкая над каждым своим сценическим персонажем работала с большим интересом, со стремлением дойти до самой сути образа. И ее творческий поиск вознаграждался сторицей. Многие актерские работы Елены Эрастовны отмечены дипломами и высоким признанием публики. В одной из рецензий написано: «В Высоцкой сочетаются внутренний драматизм, способность глубокого погружения в психологическую разработку характера. Какой яркостью красок, фантазией, выдумкой, творческим бесстрашием отмечены ее персонажи!».
Причем, по рассказам современников актрисы, нельзя было сказать, что ее актерский путь был легок и беспечен. В оренбургской труппе было много талантливых и сильных артистов и актрис, в том числе героинь, инженю. И пробиться на первые роли было практически невозможно. Анатолий Солодилин, частый партнер по сцене, увидел это так: «Высоцкая была хороша, но на какой-то высший уровень лично для меня она не выходила. И где-то под 60 лет, как это не часто бывает, она стала выдающейся артисткой! Нина Ивановна в «Ретро»! Вот где случилась для меня неожиданность. Высоцкая – актриса до мозга костей. Она – рафинированно интеллигентная женщина, в ней был налет некоего эстетства, то есть, увидев ее на улице, можно сказать: да, это актриса. И вот когда она получила роль Воронковой в «Ретро» А. Галина – роль простой, незамысловатой старушки, я удивился и развел руками: решили артистку угробить. Но искусство – это всегда неожиданность и потому становится подарком! Именно эта роль стала в моих глазах высочайшим эталоном в ее жизни и камертоном в жизни нашего театра. Вот если бы все тянулись к такому уровню, доходили бы до такой степени перевоплощения, художественной правды! Настолько глубинное постижение сути образа, настолько точно были отобраны выразительные средства – ни грамма не прибавить, не убавить. Для меня эта ее роль стала эталоном актерской работы!»Рецензенты об этой роли Е.Э. Высоцкой в «Ретро» писали: «Мы полюбили эту простоватую женщину, которая за барьером суровой недоверчивости прятала такую чистоту и трогательную незащищенность, такую неистраченность чувств!». Вот то самое особое актерское состояние!
Елена Эрастовна Высоцкая более 30 лет преподавала сценическую речь в Оренбургском училище культуры. Ее вспоминают, как активную и неутомимую общественницу. Она не единожды избиралась депутатом городского и областного Совета трудящихся депутатов, была и председателем театрального профкома, смело защищала интересы других. Награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», орденом «Знак Почета». В 1978 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1979 году имя Е. Э. Высоцкой занесено в областную книгу Почета.
Иногда понимание личного счастья неразрывно связано с профессиональной самореализацией человека, с ощущением своего положения в обществе. Не сложилась семейная жизнь с артистом Станиславом Чернаковым, зато в 1960 году у Высоцкой родился сын Егор, продолживший актерскую династию. После окончания школы-студии МХАТ он работал в труппе МХАТа, снялся в нескольких кинофильмах, сейчас ставит спектакли в Германии. Быть матерью для актрисы было великим счастьем. Это обогатило ее и привнесло в жизнь новые, неведомые ранее чувства и переживания. В одном из интервью Елена Эрастовна призналась, что ее заветная мечта — сыграть роль матери: «Матери с большой буквы, обладающей большим сердцем и волей, нравственным стержнем, матери, ощущающей в самой себе глубокие противоречия, задумывающейся о том, все ли так, как надо, они, матери, делают для своих детей!». Одной из таких ролей стала Мария Николаевна в спектакле «Русские люди» К. Симонова – многострадальной женщины, жены и матери.
Елена Эрастовна Высоцкая ушла из жизни в декабре 1997 года. Из некролога: «Мир театра был ее колыбелью, и домом, и храмом! Интеллигентность и благородство были у нее в крови. Упорство, принципиальность и трудолюбие воспитала в ней жизнь. С этими качествами и прошла Елена Эрастовна свой творческий и жизненный путь».
Е. Э. Высоцкая представляет целую эпоху в истории Оренбургского театра. Артисты, порой, переживают, что уходят они, и забываются их думы, чаяния, творческие поиски, бессонные ночи в работе над ролью… Нет, не забываются! Историю пишут люди. Историю театра – артисты, «горячие сердца» которых способны растопить «лед» в сердце зрителя. Такое не забывается. И каждое имя становится значимым вкладом в историю театра, города, народа, страны.